1. Мифы о «платежеспособной аудитории»
Это вообще похоже на какие-то мифы. Время от времени, в различных электронных и традиционных СМИ появляются результаты опросов аудитории поисковых машин с точки зрения ее сегментирования по профессиональной принадлежности. В качестве примера сошлюсь на статью Вебпланеты за 19 марта 2004 года «Где рыщут IT менеджеры». Журналисты задали известным интернет-деятелям два вопроса: «Какой поисковой системой вы пользуетесь?» и «Почему?» Опрошено было… 8 топ-менджеров известных московских интернет-проектов.
Статьи такого плана любят помещать многие издания, даже не посвященные исключительно интернету, что в свою очередь порождает определенные мифы среди веб-мастеров, промоутеров и иже с ними.
Процитирую фрагмент из общения с одним из них на форуме SEOchase:
Alladin (В интернете часто бывает, что оппоненты и соавторы не знают друг друга лично, достаточно того что они встретились on-line и проблема их заинтересовала. Автор с удовольствием добавит в эту статью не ники, а имена и фамилии, как только узнавшие себя соавторы отзовутся) :
Технари и другие, ищущие в нерусскоговорящей части инета, предпочитают пользоваться Гуглом. Менеджеры среднего звена любят Рамблер.
Гуманитарии предпочитают Яндекс.
Эти данные были получены кем-то из украинских СМИ в результате опроса. Я их прочел в печатном виде в каком-то компьютерном журнале пару месяцев назад. Если важно, то могу найти этот журнал и точно сослаться на номер и страницу.
Категорично отвергать подобную точку зрения, видимо, не стоит, но мы не знаем, можно ли доверять результатам этих многочисленных опросов, поскольку методики их, как правило, не публикуются
Есть ли альтернатива подобным «опросам»? Вероятно, есть. Лучше всего было бы провести широкомасштабное панельное исследование, но мне до сих пор неясно, кто мог бы быть его заказчиком. Если таковым выступит одна из поисковых машин, коллеги объявят результаты некорректными, если по результатам исследований у этого поисковика все будет лучше, чем у них. А если хуже, поисковик-заказчик сам не захочет обнародовать результаты, либо обнародует их в той части, которая выгодна ему.
За примерами далеко ходить не надо. Многим памятна полемика Рамблера с Яндексом при попытке обсчитать их сторонней системой статистики. Рамблер мастерски доказал некорректность выводов. Что, однако, слабо отразилось на распределении поискового трафика в дальнейшем.
Или вот еще. Когда Рамблер стал уже ощутимо проигрывать Яндексу в роли крупнейшего поисковика, на форумах вдруг стало цитироваться изречение «аудитория Рамблера более платежеспособна». Ссылок на сами исследования я так и не нашел, процитирую, как это представляют на сайтах оптимизатров:
Среди администраторов сайтов и интернет-маркетологов традиционно считается, что аудитория Рамблера более платежеспособна и настроена покупать, чем аудитория Яндекса.
Количество пользователей у Rambler существенно меньше, чем у Яндекса, но их считают основными покупателями, и борются за привлечение их на свой сайт. Вот почему каждый владелец интернет-ресурса мечтает раскрутить свой сайт в Рамблере (http://www.wmw.ru/rambler.html)
После массы подобных заявлений я очень зауважал пиарщиков Рамблера, но у меня осталось масса вопросов: как измеряли платежеспособность, не имея своей платежной системы и т.д. Или измерялась все же посещаемость определенных страниц? И т.п.
2. Притча о вербовке Ахиллеса – можно ли определить поисковик, дающий наиболее целевой трафик
Есть ли альтернатива подобным исследованим для тех, кто не собирается за них платить астрономические суммы? Вероятно, есть: наблюдение за логами собственных сайтов, если они относятся к нужной тематической категории. Иногда сам факт посещения какого-либо сайта, свидетельствует, по крайней мере, о сфере интересов пользователя, если пренебречь несовершенством поисковой машины и заведомым обманом пользователя накрутчиками.
В виде притчи я изложил бы это так. Когда царь Итаки Одиссей пришел вербовать Ахиллеса на военную службу, отец спрятал Ахилла на женской половине, одев его в женское платье. Обыскивать женщин в Древней Греции было не принято, и Одиссей решил просто высыпать у их ног богатые дары, среди которых были украшения и оружие. Ахиллеса Одиссей узнал по тому, что он не обратил внимания на ожерелья и стал рассматривать мечи.
Если человек попал на сайт, посвященный солнечному затмению, через поисковик, он, вероятнее всего, либо астроном, либо ученик, изучающий эту дисциплину.
Если человек находится на сайте интернет-магазина, он, по крайней мере, заинтересован в товаре, который магазин предлагает, т.е. потенциальный покупатель (или конкурент, но сколько может быть конкурентов у отдельного магазина?).
Если человек попал на сайт рефератов, значит, он учится (либо преподает и проверяет своего студента на индекс цитирования его трудов). И т.д.
Утверждения эти очень уязвимы для критики. Приведу немного критики от Сергея Петренко (Яндекс, Украина) :
а что там критиковать? Сразу после констатации факта, что о предпочтениях пользователей предлагается судить по посещаемости категорий сайтов, объект для критики сдувается.
Есть только один способ узнать предпочтения аудитории - спросить у нее. Это называется панельное исследование. Вот когда мы опросим пару тысяч интернет-пользователей - полученные данные дадут возможность ответить на вопросы о предпочтениях и т.д.
Поэтому мысвои утверждения просто переформулируем. Астронома назовем «посетителем сайта по астрономии», потенциального покупателя «посетителем интернет-магазина», а вероятного студента «посетителем сайта рефератов». Надеемся, в такой формулировке это будет приемлемо.
Какие-то выводы предварительные каждый из нас может делать, если обрабатывает логи сайтов соответсвующей тематики, однако, тут наблюдается еще одна болезнь: свой частный случай абсолютизируется до глобальных масштабов, либо заявляется, что все настолько индивидуально для каждого сайта, что никаких закономерностей быть не может.
Еще одна цитата от вебмастера Alladin
Из наблюдений за логами:
На сайты рок-групп приходят в основном с Рамблера и Яндекса.
На сайт информационного бизнес-портала из Рамблера/Гугла и Яндекса
На сайт киевской компьютерной фирмы из Гугла, Бигмира, Топпинг и Яндекса.
На сайт о психологии в основном идет трафик с Яндекса.
Тут сложно давать оценку т.к. трафик и российский и украинский учитывался, но...
Реклама: return_links();
?>
на сайте ГлобалКонд - вывоз строительного мусора, отходов, оплата по факту
на сайте ОлдВуд - качественная отделка стен и мебель ручной работы
|